Источник: https://belomorsk-mo.ru/sprav_kiosk_arh/publikatsiya_nb_respubliki_kareliya_banka_rossii__bankovskie_karti__chto_mi_znaem_ob_ih_ispolzovanii_/

ukaz.jpg

Голосование
Информация
Курс Валюты ЦБРФ
c 21.11.2019
USD64.02   0.2483
EUR70.85   0.2238

22.04.2013

Публикация НБ Республики Карелия Банка России "Банковские карты. Что мы знаем об их использовании"

Банковские карты. Что мы знаем об их использовании.

 

Рынок банковских карт в Республике Карелия функционирует уже с конца 90-х годов XX века. С каждым годом растет количество платежных карт в обращении, причем большая их часть принадлежит физическим лицам и эмитирована в рамках реализации «зарплатных проектов». В настоящее время на сто жителей республики приходится 96 карт, ежедневно с их использованием совершается более 58 тысяч операций.  Применение платежных карт становится неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. В то же время, уровень осведомленности населения об основных правилах использования банковской карты остается достаточно низким. Гражданам, не связанным с банковской сферой, бывает не всегда просто разобраться в широком ассортименте банковских продуктов и услуг. С учетом этого кредитные организации в последние годы значительно активизировали деятельность, направленную на разъяснение клиентам порядка работы с использованием банковских карт. Информация по выпуску и обслуживанию банковских карт, как правило, доводится до физических лиц в доступной для ознакомления форме, размещается в местах обслуживания или сообщается устно при их обращении в подразделения кредитных организаций. Она может включать в себя следующие сведения:

- об участии кредитной организации в системе страхования вкладов (клиент уведомляется о том, что денежные средства на банковском счете, открытом для совершения операций с использованием банковских карт, застрахованы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»); 

- о полном перечне услуг, предоставляемых посредством банковских карт (например, операции по выдаче (приему) наличных денежных средств, оплате услуг операторов мобильной связи, жилищно-коммунальных услуг и т.д.);

- о местах обслуживания банковских карт (пункты выдачи наличных денежных средств, банкоматы, Интернет-сайт и т.д.);

- о способах пополнения банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием карт (например, путем внесения наличных денежных средств через банкомат, перечисления денежных средств с банковского счета и т.д.);

- о комиссиях за осуществление всех видов операций с применением банковской карты;

- о возможной блокировке карты по инициативе кредитной организации с пояснением возможных причин, а также о способах ее разблокировки;

- о размерах и сроках взимания с держателя карты платы за ее выдачу, перевыпуск и блокировку, обслуживание счета, за услуги мобильного банка;

- об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.  

Во избежание возникновения просроченной задолженности по кредиту, предоставленному с использованием банковской карты, кредитная организация сообщает клиенту о моменте исполнения обязательств по кредиту, оптимальном сроке совершения операции по погашению кредита и процентов по нему.

Также в целях снижения риска незаконного использования банковской карты третьими лицами и информирования держателя банковской карты о порядке взаимодействия с кредитной организацией при возникновении таких факторов клиентам может выдаваться памятка о мерах безопасного использования банковских карт. 

В настоящее время держатель платежной карты до момента осуществления им операций в банкомате (платежном терминале) должен уведомляться предупреждающей надписью на его экране о размере комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией – владельцем банкомата (платежного терминала) за совершение указанных операций, либо о его отсутствии. Таким образом, держателю карты предоставляется возможность отказа от совершения им операции после ознакомления с информацией о тарифах банка.

Отношения между банком и держателем карты, в том числе по урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с использованием банковских карт, осуществляются на основании договора, поэтому условия данного договора необходимо изучить перед его заключением. Особое внимание при рассмотрении договора, предусматривающего совершение операций с применением карт, следует обращать на условия выпуска и обслуживания карт,  а также на права и ответственность сторон.

Анализ поступающих жалоб граждан, возникающих в процессе использования банковских карт, показывает, что они, как правило, являются следствием незнания или непонимания условий заключаемого клиентом с банком договора.

Как свидетельствует практика, ответы на многие вопросы по выпуску и обслуживанию банковских карт их держатели могут найти как в договоре и правилах использования банковских карт, так и в информации кредитной организации, размещаемой на стендах в местах обслуживания и интернет-сайте. Для оперативной связи в целях предотвращения незаконных действий с утраченной банковской картой держателям банковских карт представляются контактные данные (например, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты контактных центров кредитных организаций).

При наличии жалобы или неурегулированного вопроса по использованию банковской карты клиенту в первую очередь необходимо обратиться в обслуживающую кредитную организацию с письменным заявлением с описанием проблемы, которое рассматривается банком в течение периода, предусмотренного внутренними правилами, и может достигать 30-45 дней с даты его подачи. Данный срок может увеличиться, если кредитной организации требуется получение дополнительной информации из международной или российской платежной системы, в том числе по просьбе клиента.

Во избежание конфликтных ситуаций, связанных с использованием банковских карт, и в целях повышения финансовой грамотности физическим лицам следует ответственно подходить к процедуре оформления договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт, внимательно изучать его условия перед заключением, а также проявлять заинтересованность в новых банковских услугах и продуктах, предоставляемых кредитными организациями посредством карт, и повышать свою информированность по вопросам применения банковских карт всеми доступными на сегодняшний день способами.

 

 


Контакты
Администрация МО "Беломорский муниципальный район" 186500, Республика Карелия, г. Беломорск, ул. Ленинская, 9 тел. (814-37) 5-10-50 Факс: (814-37)5-14-65 E-mail: belkaradm@belomorsk-mo.ru