Телефон:
телефон приемной (81437)- 5 10 50
факс (81437)- 5 14 65
Адрес:
186500 Беломорский район. г. Беломорск, ул. Ленинская,д.9

Инспекторское отделение (г. Беломорск) Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Карелия

 186500, Республика Карелия, г. Беломорск, ул. Воронина, д. 6, каб. 13.

 Руководитель инспекторского отделения — старший государственный инспектор по маломерным судам Бахирев Александр Владимирович, телефон (81437) 5-21-51.

 Функции и задачи ГИМС

            В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также соответствующие подразделения и организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

            В соответствии с «Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132, основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и охраны жизни людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды.

            Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции:

а) осуществляет государственный надзор за маломерными судами;

б) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах;

в) проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

г) осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

д) оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов;

е) оказывает государственную услугу по аттестации на право управления маломерными судами, включающую в себя проверку теоретических знаний и практических навыков по судовождению и выдачу удостоверения на право управления маломерным судном;
ж) осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании;

з) проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;

и) осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на объектах, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 4 настоящего Положения (далее - поднадзорные объекты), сбор и обработку информации в области безопасности людей на водных объектах;

к) осуществляет учет поднадзорных объектов;

л) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности;

 м) осуществляет планирование и проведение разъяснительной и профилактической работы среди населения по обеспечению безопасности людей на водных объектах и предупреждения аварийности маломерных судов, учет профилактических мероприятий;

н) осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

о) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда;

п) участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;

р) участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

с) участвует в разработке нормативных правовых актов и технических регламентов в области пользования маломерными судами и безопасности людей на водных объектах.

            ГИМС МЧС России оказывает следующие государственные услуги:

1. Государственная регистрация (снятие с учёта) маломерных судов.

2. Государственная аттестация на право управления маломерным судном.

3. Замена удостоверений на право управления маломерным судном с истёкшим сроком действия (10 лет).

4. Получение выписок из реестра маломерных судов.

5. Техническое освидетельствование маломерного судна.

            Данные услуги можно получить в электронном виде через Единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru.

 В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях?

Порядок назначения административного наказания за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ). Ответственность за данные правонарушения может наступить:

- при управлении судном не зарегистрированном в установленном порядке, в соответствии с частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ, предусмотрен штраф в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей;

- при нарушении правил государственной регистрации маломерных судов, в соответствии с частью 2 статьи 19.22 КоАП РФ, предусмотрен на штраф для граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном не подлежащим государственной регистрации и для управления которым удостоверение на право управления не требуется в состоянии опьянения?

В отношении лица управлявшего маломерным судном, в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП РФ). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП РФ). 

 В каких случаях применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания маломерного судна, используемого в некоммерческих целях?

При совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.8 КоАП РФ (управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления), частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ (управление маломерным, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация), частью 1 статьи 11.8.1 КоАП РФ (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП РФ (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства.

При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП РФ).

Перечень неисправностей маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация поименован в пункте 14 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487. Учитывая разнообразие типов и моделей судов, используемых на водных объектах Российской Федерации, а также ограничений, установленных для таких судов при классификации и освидетельствовании, перечень возможных неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация, для каждого маломерного судна будет индивидуальным.

Задержание маломерных судов осуществляется в целях исключения их участия в процессе передвижения по водным объектам до устранения причин, послуживших основанием для задержания. В свою очередь маломерное судно не задерживается в случаях предоставления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном в отсутствие владельца; предоставления для управления маломерным судном иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления маломерным судном до начала перемещения задерживаемого маломерного судна на специализированную стоянку.

Вместе с тем, устранить на месте причину задержания в виде управления маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, без исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов на месте совершения административного правонарушения невозможно.

Следует отметить, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (статья 27.1 КоАП РФ).

Учитывая изложенное, задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация может не применяться при соблюдении всех следующих условий:

имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъёма такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна;

лицо, управляющее маломерным судном предоставляет документы, удостоверяющие личность;

лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающие право владения, таким судном;

лицо, управляющее маломерным судном отстраняется от его управления;

оформляются все необходимые процессуальные документы;

лицо, управляющее маломерным судном обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут с момента остановки маломерного судна.

Выдача задержанного маломерного судна со специализированной стоянки осуществляется в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ после вынесения постановления (определения) по делу об административном правонарушении на основании письменных разрешений должностных лиц ГИМС МЧС России.

Выдача со специализированной стоянки задержанного маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация путем выхода судна в плавание не допускается.

 Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России?

В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

 Как определить массу судна для целей его государственной регистрации?

При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные.» В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

При этом для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 кг, фактическая масса определяется взвешиванием. Взвешивается судно, укомплектованное техническими средствами и минимальным набором средств безопасности.

 Является ли обязательным обучение заявителя по специальным программам, реализуемым организацией или индивидуальным предпринимателем для предоставления ему государственной услуги по аттестации на право управления маломерным судном, поднадзорным ГИМС МЧС России?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (то есть используемых исключительно для отдыха и туризма), не предполагает освоение какой-либо профессии и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со статьёй 12 Закона об образовании в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

            На основании вышеуказанного устанавливается не обязанность заявителя, а даётся ему право, «представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем», то есть предоставляется заявителю право выбора - готовиться для управления маломерным судном самостоятельно, или получить подготовку в соответствующей организации или у индивидуального предпринимателя, что в любом случае не отменяет никаких требований контроля теоретических знаний и практических навыков при аттестации для получения права управления маломерным судном.

 Можно ли установить на маломерное судно более мощный двигатель, чем указанный в паспорте плавсредства?

Максимально допустимая мощность двигателя маломерного судна определяется на стадии его проектирования организацией, разрабатывающей проект этого судна, в зависимости от его конструктивных данных, характера деятельности и условий плавания, для которых оно предназначено. Произвольное увеличение максимальной мощности главного двигателя ведет к увеличению массы оборудования, изменению ходовых и потере маневренных качеств маломерного судна, обеспечивающих безопасность его плавания, что в итоге приводит к предпосылкам аварийных ситуаций.

Государственная инспекция по маломерным судам не уполномочена проводить работы, связанные с изменением мощности главных двигателей маломерного судна, а также устанавливать в одностороннем порядке предельно допустимую мощность двигателей для судов промышленного изготовления.

Право изменения тактико-технических характеристик судна (внесение изменений в конструкцию, элементы судовых систем, увеличение или уменьшение мощности двигателей, изменение типов и видов приводов) имеет строитель судна (двигателя), т. е. владелец конструкторской документации, либо его официальный представитель, либо другие лица (органы), имеющие лицензию на проведение такой работы. При этом организация, которая имеет право провести указанные изменения, дает заключение о возможности безопасной эксплуатации маломерного судна при увеличенной мощности главного двигателя и с указанием ограничений, которые необходимо установить этому судну по району плавания, высоте волны и силе ветра.

После замены двигателя на более мощный уполномоченной организацией, в соответствии с пунктом 5 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, проводится классификация и освидетельствование маломерного судна. Для проведения освидетельствования маломерного судна в соответствии с подпунктом «г» пункта 2.11 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608, заявитель в числе других документов должен представить техническую документацию на переоборудование маломерного судна.

В случае согласованного с изготовителем, разработчиком маломерного судна или организацией, уполномоченной изменять тактико-технические характеристики маломерных судов, такая техническая документация должна содержать данные по:

• расчету максимально допустимой мощности двигателей;

• узлам крепления двигателя с расчетами их безопасности;

• перерасчетам блоков плавучести в случае увеличения массогабаритных характеристик судна;

• грузоподъемности и количеству людей на борту;

• минимальной высоте надводного борта.

По окончании классификации собственнику судна необходимо обратиться в ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в реестр маломерных судов, в соответствии с пунктами 13-14 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340.

 Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации?

Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 кВт включительно.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждёнными приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487. Правилами предусмотрено, что при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.

При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

 Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у него при себе каких-либо документов?

В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица ГИМС МЧС России применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

При этом необходимо отметить, что лица, управляющие маломерным судами при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа ГИМС МЧС России могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей ч.1 ст.19.4 КоАП РФ).

 Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации?

Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП РФ, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России:

статья 11.8 КоАП РФ;

статья 11.8.1 КоАП РФ.

При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ.

 Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.

Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, вводить ограничения на пользование маломерными судами на отдельных участках внутренних водных путей Российской Федерации могут соответствующие администрации бассейнов внутренних водных путей.